Гарри Поттер Harry Potter
www.garypoter.ru

ВСЕ О КИНО РОБЕРТ ДАУНИ ОСКАР РУДИ ЯНГБЛАД ЛЕО ДИКАПРИО ХАНС ЦИММЕР ХИТ ЛЕДЖЕР

Светлячки в саду / Fireflies in the Garden


Режиссер Деннис Ли
В ролях Джулия Робертс, Райан Рейнолдс, Уиллем Дэфо, Эмили Уотсон, Кэрри-Энн Мосс, Хейден Пейнттир, Иоан Граффадд
США, 2008, 120 мин.

Семейная драма про молодого человека (Рейнолдс), который в отчем доме сводит счеты со своим тяжелым детством.

Роман Волобуев /рецензия/

Семейная драма с толпой звезд про похороны Джулии Робертс

Когда-то давно провинциальный филолог (Дэфо) очень переживал, что написанный им важный роман никто не заметил, и отыгрывался на сыне, хотя жена (Робертс) этого и не одобряла. Годы спустя выросший сын (Рейнолдс с бородой) протырится с нон-фикшном о своем нервном детстве в десятку бестселлеров «Нью-Йорк Таймс», чем еще больше озлобит отца. Семейный праздник, по воле случая плавно перешедший в мамины похороны, даст повод обоим вырыть топор войны. Ситуацию усложняет тетя (Уотсон), которая в детстве произвела на сына сильнейшее эротическое впечатление и подбила его на первый бунт против отца.

Пересказывать что-то из детства, подставляя на место реальных родных Джулию Робертс, дядьку из «Последнего искушения Христа» и телочку из сериала «Герои», — любопытный, хотя, видимо, недешевый вид психотерапии; когда на середине фильма в дверях возникает Тринити и говорит, что она жена героя и алкоголичка в завязке, этот прием сразу хочется испытать на себе. Другое дело, что, как и все авторы терапевтических мемуаров, дебютант Ли (режиссер, сценарист и прототип героя Рейнолдса) слегка подменяет понятия — всякий художник черпает что-то в колодце детских воспоминаний, но вряд ли за черпак надо браться каждому, кого в 12 лет пару раз заперли в шкаф. Притом на метауровне автор и сам признает, что с его методом не все хорошо: главный выбор, стоящий перед героем, — публиковать еще одну книгу детских мемуаров, которая точно получит Пулицера (и наверняка сведет папу в могилу), или сжечь ее. К тому же, если принять правила игры и поработать психоаналитиком мистера Ли, неизбежно начинает казаться, что неудачник папа на самом деле написал великий роман, а лирический герой — успешный бездарь, и в этом его проблема. Вообще, обсуждать это аккуратное кино всерьез можно лишь потому, что в русских школах не проходят Роберта Фроста, — представьте себе отечественный фильм про семейные отношения с названием, например, «Ночевала тучка золотая».

7 июля


Хорошее кино. Правда, рецензия Волобуева сбивает с толку и не дает выразить свои чувства так, как этого хотелось бы... Ее не то что читать вредно, даже смотреть на ковыряющуюся в носу морду крайне неприятно (см. фото).

Да, местами фильм затянут, это Вам не Хэнкок и не Хеллбой, не увеселительное действо. Фильм о семье, о нелегком детстве, о сложных взаимоотношениях близких людей. Наверное, не у каждого из нас было стопроцентно счастливое детство, хоть пара неприятностей да случалась. У главного героя фильма Майкла (Рейнолдс) неприятностей было куда больше - он ненавидел своего отца, и, как я это поняла из фильма, ненавидел ВСЕГДА, вплоть до смерти матери. Но семейные узы часто нерушимы, и взрослыми мы, наверное, становимся еще и для того, чтобы научить понимать и прощать.

Фильм пронизан любовью и пониманием, и это сделано тонко и почти неуловимо, это ни в коем случае не навязывание и не притча. Герои фильма ругаются, ссорятся, не понимают друг друга, творят глупости, вызывая осуждение близких, но за всем этим невидимым, ощутимым на уровне подсознания персонажем проходит любовь. Любовь, о которой не говорят, любовь, которую не афишируют, любовь, которая существует как данная всем нам возможность дышать.

Только один момент выбивается из этого ощущения. Любовь матери (Робертс) к сыну Майклу. Да, она любит сына, и не устает говорить ему об этом, но как-то странно то, что она позволяет отцу явно издеваться над ребенком. Не известно откуда и почему это началось, может быть и у отца Майкла был папаша-тиран. Не очень понятно поведение матери - все, что она делает, чтобы поддержать сына - это лишь заверения в любви, и ничего больше. А на деле она остается жить с мужем-диктатором, позволяет ему издеваться над сыном и над собой. Что же это за любовь такая? И, вроде бы, не 15-й век, и даже не 19-й, от такого мужа можно и уйти, но видимо в ней очень сильна генетическая рабская зависимость от мужчины. Это удручает и угнетает. Причины подобного поведения героини Робертс (если не учитывать версию многовекового подчинения женщины мужчине) не ясны. Мужа она не любит (о чем мы узнаем после середины фильма, она планировала его бросить), да, она зависит от него материально (сама ушла с работы, чтобы заниматься воспитанием сына)... Но зачем воспитывать в ребенка в атмосфере НЕЛЮБВИ??? Детей не нужно воспитывать, детей достаточно любить. А эта мама испортила ребенку жизнь. Да и себе тоже. И все ради чего? Напрашивается только один вывод: не мешкайте уходить оттуда, где вам плохо, хуже уже не будет, а лучшее всегда готово свершиться с тем, кто к этому стремится.

И данный порочный круг в этой истории способна разорвать только смерть главной героини, матери, не решившейся спорить с мужем. Если не уходишь сам, "уходят" тебя. И как бы не печально было это событие, именно смерть приводит в миру, к зачаткам понимания между родными людьми, к началу разговора между сыном и отцом.

Весь фильм состоит из полутонов, полунамеков, полу... Четкой ясности нет почти не в чем. Даже съемка порой нечеткая (или киномеханик был пьян?). Но в этом вся прелесть картины, это вносит некую интригу. Что случилось в детстве между Майклом и его тетей Джейн (которая старше его от силы лет на 5)? Мы никогда не узнаем. Но что-то было. И приятно то, как авторам фильма удалось не сорваться с этой тонкой грани, балансируя между намеками в диалогах и ясности во взглядах.

Спокойный, я бы сказала медитативный фильм. После него, выйдя из кинотеатра, я с полчаса сидела на июльском солнышке, вспоминая свое детство, свои смешные обиды на родителей, свое отношение к детям.

Единственный вывод, который напрашивается: все что ни делается, все к лучшему.

Любите кино.

ВСЕ О КИНО: ФИЛЬМЫ, АКТЕРЫ, РЕЖИССЕРЫ...

Александр Курсы английского Авторский проект Новый Новый год Сценарии праздников День Учителя Домашний театр Недвижимость Экокосметика

Используются технологии uCoz